Авторское право на песни и музыку.

Оговорюсь, что я не юрист, а композитор, поэтому данная статья пишется исходя из опыта сочинения, производства и отчуждения прав на созданные произведения. При этом я освещаю только основные положения для непрофессионалов, без нюансов и судебной практики.

Итак, авторское право в РФ можно разделить на две части. Первая – неимущественное право – право автора называться автором произведения (Ст. 1255 ГК РФ),  вторая- права на использовании произведения -правообладание  (Ст. 1270) . Разберем эти части.

Если музыка не народная или имеет неустановленное авторство, то у любого произведения есть автор . Как правило, авторы  желают распространять свои произведения под своим именем или псевдонимом, однако бывают и случаи, когда автор хочет скрыть авторство,  передать его, или  даже продать . Как гласит ст .1265 ГК РФ право авторства на произведение под  собственным именем, псевдонимом или анонимно неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе и при передаче  исключительного права.  Правоприобреталю “авторства” следует учесть, что отказ от автора от авторства является ничтожным и может быть оспорен третьими лицами или самим автором, который решил изменить свою позицию . В этом случае само-испеченный автор нанесет ущерб своей репутации,  а то и  потеряет деньги, поэтому становиться “автором” чужого произведения не стоит.

Автор музыки имеет право на опубликование своего произведения любым способом. Однако профессиональные производители музыки и фонограмм предпочитают этим не заниматься, а отчуждать права на свои произведения заказчикам или компаниям, которые занимаются дистрибьюцией, промоушеном, концертной деятельностью. Такое право может быть исключительным, когда право единожды переходит  от автора к одному лицу или нескольким на все время действия авторского права. Или неисключительным, если заключаются разные договора на ограниченное по времени и цели использование произведения. Второй вариант договора возможен только с обладателем исключительных прав. Если  автор уже передал  исключительные права, то самостоятельно заключать новые договора он не может. При этом не важно коммерческое это использование или нет. Сюда включено любое публичное исполнение, как живое так и в записи. Критерием такого исполнения является возможность свободного доступа большого количества лиц, не принадлежащих семье правообладателя. Например интернет, корпоратив,  кафе , концерт, музыка на открытой площадке или даже из торговой палатки. Кроме того нельзя без согласия правообладателя вносить изменения, создавать версии (ремиксы). Здесь мы переходим к смежным правам  музыкантов, которые исполняют музыку, аранжировщиков, студий которые записали то или иное исполнение, но это отдельная тема.

За отчислениями правообладателям вознаграждений за публичное исполнение следит Российское Авторское Общество. Оно получает деньги от концертных площадок, радиостанций, телекомпаний, которые обязаны отчитываться перед ними  и должны перечислять деньги авторам, что на практике происходит совсем не всегда. Агентами могут быть и другие частные организации. Заключить договор на однократное использование произведения можно как напрямую с правообладателем, так и с такой организацей.

Случаи, при которых согласовывать ничего не нужно несколько. Во первых срок окончания действия авторского права. Это 70 лет со дня смерти композитора и 50 лет со дня опубликования конкретной фонограммы. После этих сроков произведение считается общественным достоянием. Для личного, частного использования: слушать,  спеть или сыграть на дне рождения, свадьбе отправить запись своего кавера друзьям и т.п. По идее, размещение исполнения в соц. сетях или в блоге является публичным исполнением  и доведением до общего сведения, но у любого закона есть и право применение. Мы видим, что в редких случаях, отдельные авторы запрещают такую практику , а в большинстве случаев пиратством это не считается.

 

Почему не надо делать музыкальные аудиоролики на известные песни.

В своей практике мы часто встречаемся с желанием заказчика создать рекламный аудиоролик из популярной песни. Такое желание понятно, известность хита должна как-бы «перетечь» на рекламируемый продукт и придать рекламе узнаваемый и запоминающийся характер. Читать далее

Аудиореклама ресторана кошерной кухни в СПБ

К сожалению, ресторан кошерной кухни “Шалом” прекратил свое существование. Хотя ролик заказанный у нас будет жить вечно.
На сегодняшний день, похоже, в Санкт-Петербурге есть всего лишь один кошерный ресторан – “Лехаим” по адресу Лермонтовский проспект дом 2.

5 видов услуг, заказывающих аудио-рекламу чаще всего

Чаще всего заказывают аудиорекламу предприятия, которые связаны непосредственным контактом с покупателями и сферой услуг. На первом месте массовый оффлайн ритейл, магазины, которые продают что угодно, от продуктов до товаров длительного использования.
На второе место я бы поставил Общепит с большой буквы , в основном это рестораны и кафе , но бывают и заводские столовки. На третьем месте будут строительные фирмы и весь комплекс услуг связанных с недвижимостью-продажа новых квартир, домов и участков, агентства недвижимости. Затем продажа Авто-автосалоны или посреднические фирмы, а в последнее время и интернет-площадки. И замкнет наш рейтинг сегодня финансовые услуги- от микрофинансовых организаций до серьезных банков, продающих кредиты населению.
Если ваш бизнес можно отнести к вышеперечисленным сегментам рынка, то скорее всего ваши конкуренты уже вещают аудиорекламу и вам стоит подумать об этом виде продвижения.

ИТАК – чаще всего заказывают аудио-рекламу:
1 / Магазины, ритейл
2 / ОБЩЕПИТ: кафе, столовые
3 / Строительные фирмы, агентства недвижимости
4 / АВТО-САЛОНЫ, продажа авто
5 / Организации по продаже финансовых услуг, банковские организации

Примеры наших работ для различных служб:

ДОСТАВКА ПИЦЦЫ

КАФЕ БУРГЕР

РЕКЛАМА САЛОНА САНТЕХНИКИ

Реклама пиццерии — аудиоролик

Пицца – любимое гастрономическое развлечение миллионов. Это довольно доступный способ утолить голод и сделать это весело. Несмотря на все невзгоды рынок пиццы растет даже в России. В нашей стране в 2016м году рынок связанный с приготовлением и потреблением пиццы вырос на 10,28% и составил почти миллиард долларов, а точнее 830 миллионов (по оценке PMQ Pizza Magazine) . В Москве и области на момент весны 2017 года можно было насчитать около 700 пиццерий, причем менее половины из них осуществляет доставку этой пиццы на дом. Анализ рынка указывает на то, что есть огромное пространство для роста – хотя конкуренция наблюдается.
Для расширения охвата оповещения потребителей и для выхода вперед рядом с другими пиццериями стоит подумать об эффективной рекламе. Аудиоролики на радио или вКонтакте, к примеру, могут сильно помочь в привлечении любителей поесть пиццы дома в ряды ваших клиентов.
Обратите внимание как этой задаче обратились мы вместе с пиццей “Олис” из Санкт-Петербурга.

Сценарий и интрига в рекламном аудиоролике

На первый взгляд аудиролик призванный донести до потребителя простой блок информации секунд на 30 сделать не так уж сложно. А вот при ближайшем рассмотрении выясняется, что как и в кино техническое исполнение может быть замечательным, но без продуманного крепкого сценария эффективность ролика будет низкой. Слушателя надо заинтересовать. И тут также важна интрига. Послушайте как у нас получилось увлечь слушателя в ролике медицинского центра:

Жанры аудиороликов

История создания аудиороликов для бизнеса в нашей стране началась в 90-е годы, в эпоху бурного развития рынка. Постепенно в индустрии начала формироваться коммуникативная база для взаимодействи рекламодателей, производителей и трансляторов. Хотя никаких учебников и классификаций по жанрам аудиороликов официально не существует, для успешного продвижения полезно знать какие типы или жанры аудиороликов сформировались на сегодня. Итак:

Информационный аудиоролик – самый распространный и недорогой тип аудиороликов. Основная цель-донести ясную и, по возможности, полную информацию о товаре, событии или услуге. То есть рассказать что, где и по-чем можно приобрести, заказать или получить. Использовать лучше в краткосрочных кампаниях, в ситуации когда объект рекламы сам по себе является привлекательным или отличается в лучшую сторону от конкурентов. Например -скидочные акции, распродажи , горящие предложения.

В локальных местах трансляции, с невысокой или отсутствующей конкуренцией, это самый популярный жанр поскольку он самый бюджетный. Например на Аудиограде стоимость такого аудиоролика начинается с 1390 руб. Такой аудиоролик может быть на любую тематику и транслироваться в небольших городах или населенных пунктах, в ТРК , внутри или снаружи торговых точек, из громкоговорителя на промоутере..

Игровой – как правило в начале аудиоролика разыгрыается сценка с одним или несколькими песонажами, либо игра идет на протяжении всего ролика.Такой ролик всега ярче простой передачи информации, он сильнее привлекает внимание и больше запоминается.Однако информативность такого ролика ниже, поскольку драгоцнные секунды тратятся на игру актеров .Такие аудиоролики используются и в краткосрочных кампаниях и в более длительных, в ситуациях с высокой конкуренцией в сегменте или в месте трансляции, а так-же если о предмете рекламы нечего особо сообщить или он не имеет выгодных отличий от конкурентов.

Песенный – то есть песня на 15 или 30 секунд в рекламных целях .Наиболее яркий и дорогой ролик но вместе с тем наименее информативный.Используется чаще в имиджевой рекламе, или для раскрутки бренда на протяжении длительного времени или в составных кампаниях -один ролик имиджевый а другой , в ротации, посвящен текущей акции или событию.Чаще такие ролики используют в крупных городах, где нужно выделиться из общего количества конкурентов, или на федеральном уровне.О предмете кампании может быть сказана лишь одна фраза или пропето название фирмы.

Комбинированный – сочетание в одном ролике разных вышеперечисленных форм.Как правило 30 секундные ролики.Наиболее выгодные и яркие ролики , требующие профессионального подхода к написанию текста и исполнения.

Авторское право на аудиоролики

Объекnы права:

Объектами охраны авторского права в России в контексте радио и аудиорекламы являются:

Как сам аудиоролик как отдельное произведение совместного творчества, так и то из чего он сделан , то есть текст, музыка, если она в ролике присутствует, и голос диктора или актера озвучания . При этом у изготовителя существует как неимущественные права – заявлять об авторстве на такой ролик, так и имущественные -возмездная передача исключительных прав на это произведение кому-либо или самостоятельное использование с целью получения выгоды.

Рассмотрим по-порядку: Автором аудиоролика  как правило является группа соавторов, которые могут быть объеденены общим названием (Статья 1258). Передать кому либо право называться автором нельзя. Оно неотчуждаемо даже при передаче исключительного права на произведение( Статья 1265 ), поэтому автором как аудиоролика так и любого другого объекта авторского права навсегда остается его создатель. Теперь рассмотрим что же отчуждается и какие права получает заказчик при переходе права.

Исключительное право на аудиоролик.

По умолчанию, после создания, производитель обладает исключительными правами на произведение (Ст. 12229). Однако самому изготовителю (если он не является одновременно и транслятором) ни аудиоролик , ни права на него не нужны, а нужны деньги за его производство, поэтому производитель готов как можно скорее расстаться с правами на ролик, а сам ролик, после оплаты положить в архив. Условия на  которых производитель отчуждает право закрепляться в договоре или в лицензии на изготовление и последующее использование . В случае совместного творчества ( а аудиоролик чаще всего таковым и является) изготовитель, должен предварительно урегулировать правовые взаимоотношения с соавторами (сценаристами, дикторами , звукорежиссерами) через заключение с ними соответствующих договоров и соглашений.

В договоре на изготовление аудиоролика с нами мы передаем все исключительные имущественные авторские права на изготовленные рекламные аудиоролики , включая право на воспроизведение, на копирование, распространение, экспорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, на перевод, переработку на весь срок действия авторских прав без территориальных ограничений с правом передачи указанных прав третьим лицам. Отдельной строкой прописаны гарантии что заказчик , производя у нас аудиоролик не нарушает права третьих лиц.

Права на тексты :

Текст или сценарий аудиоролика так-же является объектом авторской защиты, поэтому использовать в аудиороликах части текстов других авторов, не рискуя получить претензии или даже судебный иск от правообладателя нельзя. Речь может идти о цитатах из фильмов, отрывков песен, стихов или «крылатых фраз» у которых тоже могут быть конкретные авторы. Правда в последнем случае автору придется доказывать что авторство принадлежит именно ему. Конечно в аудиорекламе можно воспроизводить характерные стили, например стиль Маяковского или Высоцкого, однако без использования законченных и узнаваемых фраз или даже их частей, при которых узнавание происходит и может быть рассмотрено как копирование.

Лучше всего все же использовать в аудиороликах оригинальные идеи и тексты. Это всегда играет на узнаваемость вашего бренда, ведь заимствования часто вызывают у людей, трепетно относящихся к автору, раздражение. Кроме того, удачное оригинальное решение будет асcоциироваться с вашим брендом, а позаимствованное вызывать у людей образы и воспоминания, связанные с тем где и при каких обстоятельствах они его слышали раньше и к вашей задаче не имеющие отношения.

В своей работе мы гарантируем оригинальность наших текстов аудиороликов и предупреждаем заказчика об возможной ответственности, если он изначально строит кампанию на заимствованиях. Если сценарий аудиоролика присылает заказчик , то его ответственность за возможные правовые претензии лежит на нем.

Права на мелодию или композицию:

Вся музыка, которую вы когда-либо слышали имеет физического автора. По умолчанию он и является правообладателем оригинальной мелодии. Без согласия автора или правообладателей  использовать  его творчество в аудиоролике ни один производитель не может . Но он может   заключить с автором лицензионное соглашение на использование музыки в аудиорекламе и об этом ниже. Исключение составляет музыка написанная композиторами, которые упокоились за 70 лет до настоящего момента, а так-же народная, однако часто выяснить является ли данное произведение подпадающим под эти правила сложно. Например, использовать мелодию из хита 30-х «Истамбул не Константинополь» нельзя. Ее автор прожил очень долгую жизнь, а известная песня «Мохнатый шмель..» вовсе не цыганская, а была сочинена специально для фильма.

Конечно , покупать каждый раз права на использование у Резника или потомков Соловьева-Седого весьма накладно и непросто, поэтому мы пользуемся музыкой, которая была специально написана для использования в аудиорекламе. Она носит название продакшн-музыки или музыки для синхронизации. Мы используем только музыку на которую у нас есть соответствующие лицензионные соглашения с правообладателем. Однако, если вам очень хочется написать аудиоролик на известный хит, можно заключать такое соглашение напрямую с правообладателями или их представителями, и выкупить право на использование, но это выходит за рамки нашей деятельности. Вам придется самим найти этих людей и обзавестись грамотным юристом. А мы воспроизведем эту музыку повторно для ролика со степенью похожести «до неотличимого ».Другой способ уйти от авторства -создать музыкальный аудиоролик, напоминающий оригинал, но не повторяющий его точно.

Право на голос диктора:

Диктор нанимается производителем для выполнения конкретной задачи по озвучке текста и  взаимоотношения диктора и студии производства улажены еще до начала работы. Соглашаясь на запись коммерческого аудиоролика, диктор передает студии право на дальнейшее использование записи в рекламных целях. Поэтому требовать с диктора отдельного соглашения, что он не предъявит в дальнейшем претензии на свое авторство излишне. Достаточно того, что в договоре, соблюдение этих прав гарантируется. Исключением из этого правила может быть ситуация, когда заказчик нанимает известного артиста для записи аудиорекламы. Тогда такое соглашение с диктором может быть заключено на случай, если впоследствии звезда передумает, и весь проект окажется под угрозой.

Не является предметом охраны тембр голоса и манера исполнения, поэтому пародии на известные голоса допускаются. Этот трюк в аудиороликах используется довольно часто. Например, если вы запишем голосом, похожим на голос актера Булдакова фразу «Ну …, за Нефтегаз» в рекламном ролике компании Нефтегаз, ни создатели фильма «Особенности национальной охоты», ни сам Булдаков дело не выйграют, а вот если произнести «Ну …, за Красоту », обоснованные претензии могут быть предъявлены .

Желаем вам приятной работы вместе с Аудиоградом!

Аудиоролик – текст и мелодия

В аудиорекламе сценарий – вещь критически важная. Для повышения эффективности короткого аудиоролика необходимо со всей тщательностью продумать как уместить желаемое содержание в выделенное время и сделать это содержание легко воспринимаемым. Иногда ключ в тембре голоса диктора, иногда в слогане рекламы. А иногда в яркой мелодии и верной стилизации. Послушайте как мы использовали стилизацию под народную итальянскую песню в этом ролике центра сантехники.

Использование городского фольклора в рекламе

Город способен породить многое, в том числе и фолклор. Это и анекдоты, и детские истории. Среди последних у детей 70-80х прошлого века в ходу были истории про “маленького мальчика”. Так называемые “страшилки”. Рекламщики не зевают и пускают такие вещи в оборот. В данном случае для рекламы химчистки: