Авторское право на песни и музыку.

Оговорюсь, что я не юрист, а композитор, поэтому данная статья пишется исходя из опыта сочинения, производства и отчуждения прав на созданные произведения. При этом я освещаю только основные положения для непрофессионалов, без нюансов и судебной практики.

Итак, авторское право в РФ можно разделить на две части. Первая – неимущественное право – право автора называться автором произведения (Ст. 1255 ГК РФ),  вторая- права на использовании произведения -правообладание  (Ст. 1270) . Разберем эти части.

Если музыка не народная или имеет неустановленное авторство, то у любого произведения есть автор . Как правило, авторы  желают распространять свои произведения под своим именем или псевдонимом, однако бывают и случаи, когда автор хочет скрыть авторство,  передать его, или  даже продать . Как гласит ст .1265 ГК РФ право авторства на произведение под  собственным именем, псевдонимом или анонимно неотчуждаемо и непередаваемо, в том числе и при передаче  исключительного права.  Право-приобреталю “авторства” следует учесть, что отказ от автора от авторства является ничтожным и может быть оспорен третьими лицами или самим автором, который решил изменить свою позицию . В этом случае само-испеченный автор нанесет ущерб своей репутации,  а то и  потеряет деньги, поэтому становиться “автором” чужого произведения не стоит.

Автор музыки имеет право на опубликование своего произведения любым способом. Однако профессиональные производители музыки и фонограмм предпочитают этим не заниматься, а отчуждать права на свои произведения заказчикам или компаниям, которые занимаются дистрибьюцией, промоушеном, концертной деятельностью. Такое право может быть исключительным, когда право единожды переходит  от автора к одному лицу или нескольким на все время действия авторского права. Или неисключительным, если заключаются разные договора на ограниченное по времени и цели использование произведения. Второй вариант договора возможен только с обладателем исключительных прав. Если  автор уже передал  исключительные права, то самостоятельно заключать новые договора он не может. При этом не важно коммерческое это использование или нет. Сюда включено любое публичное исполнение, как живое так и в записи. Критерием такого исполнения является возможность свободного доступа большого количества лиц, не принадлежащих семье правообладателя. Например интернет, корпоратив,  кафе , концерт, музыка на открытой площадке или даже из торговой палатки. Кроме того нельзя без согласия правообладателя вносить изменения, создавать версии (ремиксы).Здесь мы переходим к смежным правам  музыкантов, которые исполняют музыку, аранжировщиков, студий которые записали то или иное исполнение, но это отдельная тема.

За отчислениями правообладателям вознаграждений за публичное исполнение следит Российское Авторское Общество. Оно получает деньги от концертных площадок, радиостанций, телекомпаний, которые обязаны отчитываться перед ними  и должны перечислять деньги авторам, что на практике происходит совсем не всегда. Агентами могут быть и другие частные организации. Заключить договор на однократное использование произведения можно как напрямую с правообладателем, так и с такой организацей.

Случаи, при которых согласовывать ничего не нужно несколько. Во первых срок окончания действия авторского права. Это 70 лет со дня смерти композитора и 50 лет со дня опубликования конкретной фонограммы. После этих сроков произведение считается общественным достоянием. Для личного, частного использования: слушать,  спеть или сыграть на дне рождения, свадьбе отправить запись своего кавера друзьям и т.п. По идее, размещение исполнения в соц. сетях или в блоге является публичным исполнением  и доведением до общего сведения, но у любого закона есть и право применение. Мы видим, что в редких случаях, отдельные авторы запрещают такую практику , а в большинстве случаев пиратством это не считается.