Авторское право на песни и музыку для видео и аудиорекламы.
Оговорюсь, что я не юрист, а композитор, поэтому данная статья пишется исходя из опыта сочинения, производства и отчуждения прав на созданные произведения. При этом я освещаю только основные положения для непрофессионалов, без нюансов и судебной практики.
Основные положения
Итак, авторское право в РФ можно разделить на две части. Первая – неимущественное право – право автора называться автором произведения (Ст. 1255 ГК РФ), вторая- права на использовании произведения -право обладание (Ст. 1270) . Разберем эти части.
Неотчуждаемое авторское право.
Если музыка не народная или имеет неустановленное авторство, то у любого произведения есть автор. Это исключительно физ. лица. Как правило авторы желают распространять свои произведения под своим именем или псевдонимом. Однако бывают случаи, когда автор хочет скрыть авторство, передать его, или даже продать . Продажа авторства незаконна. Как гласит ст .1265 ГК РФ право авторства на произведение под собственным именем, псевдонимом или анонимно неотчуждаемо и непередаваемо. Это положение распространяется в том числе и на передачу исключительного права. Право приобретателю “авторства” следует учесть, что отказ от авторства является ничтожным и может быть оспорен третьими лицами или самим автором, который решил изменить свою позицию . В этом случае само-испеченный автор нанесет ущерб своей репутации, а то и потеряет деньги, поэтому покупать “авторство” чужого произведения не стоит.
Авторами могут выступать и один и несколько лиц. Например если текст песни написал поэт, а музыку композитор. Такое авторство называют разделимым, поскольку можно по отдельности использовать текст и музыку, или неразделимым, если на студии импровизировало несколько музыкантов, а затем они опубликовали свой опус. Распоряжаются произведениями с любым количеством авторов правообладатели.
Правообладание
Правообладание на произведение по сути аналогично имущественному праву. Правообладатель может публиковать, распространять, изменять произведение по своему усмотрению, извлекать выгоду от таких действий любым способом в пределах Гражданского права.
Автор или авторы музыки являются правообладателем на произведение по умолчанию. Однако профессиональные музыканты, композиторы и продюсеры предпочитают заниматься творчеством, а права на свои творения отчуждают заказчикам, лэйблам, компаниям, которые занимаются рекламой, дистрибьюцией, концертной деятельностью. Такое право может быть исключительным, когда право единожды переходит от автора к одному лицу или нескольким на все время действия авторского права. Или неисключительным, если заключаются разные договора на ограниченное по времени и цели использование произведения. Правообладателем исключительных прав на произведение может стать как физическое так и юр. лицо.
Как стать правообладателем на музыку?
Заключить договор с правообладателем или автором . За отчислениями правообладателям вознаграждений за публичное исполнение следят две организации: РАО (Российское Авторское Общество) и РАИС. Если автор там зарегистрирован, то они могут от его имени заключать договора на использование произведений в фильмах, рекламе и т.д. Они получают деньги от концертных площадок, радиостанций, телекомпаний, которые обязаны отчитываться перед ними и должны перечислять деньги авторам, что на практике происходит совсем не всегда.
Правообладателями могут быть и другие организации-кинокомпании, продюссерские центры, или даже лица, например наследники. Заключить договор на использование произведения можно как напрямую с правообладателями, так и с такой организацией. При этом, в случае рекламы, это будет договор на конкретное использование произведения, где будут оговорены сроки, локации, способ распространения и т.п. Стоимость такого использования определяет правообладатель. Какого-то устоявшегося рынка и цен по всей видимости нет из-за небольшого спроса на такие услуги.
Когда надо согласовывать с правообладателем и когда нет?
По закону согласование нужно в случаях “публичного исполнения”, а эти положения описаны в законе максимально широко. По сути-это любое использование вне круга семьи- на концерте, по радио, в интернете, даже из торговой палатки. При этом не важно, есть в этом коммерческий интерес или нет. То же самое касается использования частей произведения.
Однако даже при публичном исполнении есть несколько случаев, когда согласовывать и платить ничего не нужно.
Во первых срок окончания действия исключительных прав на произведение. Это 70 лет со дня смерти композитора и 50 лет со дня опубликования конкретной фонограммы. После этих сроков произведение считается общественным достоянием.
Народная музыка или музыка с неустановленным авторством. Это и “классическая” народная музыка, и городской фольклор. Здесь придется провести некоторые исследования. Например песня “Мохнатый шмель” из к/ф “Жестокий Романс” совсем не цыганская, а была написана специально для фильма.
Как же легально использовать музыку в видео и аудиорекламе?
Содержать юр. отдел для урегулирования прав на музыку для рекламы парикмахерской нелепо, поэтому в таких случаях используются треки, специально написанные для рекламы и продаваемые с отчуждением правообладания. Найти и подобрать подходящий трек можно на музыкальных стоках и скачать за сравнительно небольшие деньги. Мы пользуемся целыми библиотеками такой музыки и передача прав включена в стоимость ролика.
Если заказчик хочет использовать в рекламе сочиненное ранее произведение, то без проблем можно использовать народное или музыку на которую действие авторского права закончилось.
Можно найти и авторскую, но хорошо подзабытую музыку из прошлого. Вероятность судебного иска по “неаполитанским песням” 60 х. гг. 20-го века из фестивалей в Сан-Ремо можно считать ничтожной.
Если же хочется использовать современный, известный хит, то можно создавать “вариацию на тему”. Сохранять стилистику, но заменять основную мелодию и гармонию похожей. Примеры таких роликов на нашей странице примеров.
А лучше сочинить для аудиоролика или видео оригинальную музыку, с заключнием договора на отчуждение прав, что в нашшем случае включено в стоиимость работ.
Надеемся чт о эта статья поможет вам сориентироваться в вопросах авторства и права на музыку в аудиорекламе.Спасибо что дочитали.