символ копирайта золотой

Авторское право на аудиоролики

Объекты права:

Объектами охраны авторского права в России в контексте радио и аудиорекламы являются:

Как сам аудиоролик – отдельное произведение совместного творчества, так и то из чего он сделан , то есть текст, музыка, если она в ролике присутствует, и голос диктора или актера озвучания . При этом у изготовителя существует как неимущественные права – заявлять об авторстве на такой ролик, так и имущественные -возмездная передача исключительных прав на это произведение кому-либо или самостоятельное использование с целью получения выгоды.

Рассмотрим по порядку.

Автором аудиоролика  как правило является группа соавторов, которые могут быть объединены общим названием (Статья 1258). Передать кому либо право называться автором нельзя. Оно неотчуждаемо, даже при передаче исключительного права на произведение ( Статья 1265 ), поэтому автором как аудиоролика так и любого другого объекта авторского права навсегда остается его создатель. Теперь рассмотрим что же отчуждается, и какие права получает заказчик при переходе права.

Исключительное право на аудиоролик.

По умолчанию, после создания, производитель обладает исключительными правами на произведение (Ст. 12229). Однако самому изготовителю (если он не является одновременно и транслятором) ни аудиоролик , ни права на него не нужны, а нужны деньги за его производство, поэтому производитель готов как можно скорее расстаться с правами на ролик, а сам ролик, после оплаты положить в архив. Условия, на  которых производитель отчуждает право закрепляться в договоре или в лицензии на изготовление и последующее использование . В случае совместного творчества, ( а аудиоролик чаще всего таковым и является) изготовитель должен предварительно урегулировать правовые взаимоотношения с соавторами (сценаристами, дикторами , звукорежиссерами) через заключение с ними соответствующих договоров и соглашений.

В договоре на изготовление аудиоролика с нами мы передаем все исключительные имущественные авторские права на изготовленные рекламные аудиоролики , включая право на воспроизведение, на копирование, распространение, экспорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, на перевод, переработку на весь срок действия авторских прав без территориальных ограничений с правом передачи указанных прав третьим лицам. Отдельной строкой прописаны гарантии что заказчик , производя у нас аудиоролик не нарушает права третьих лиц.

Права на тексты :

Текст или сценарий аудиоролика так-же является объектом авторской защиты, поэтому использовать в аудиороликах части текстов других авторов, не рискуя получить претензии или даже судебный иск от правообладателя нельзя. Речь может идти о цитатах из фильмов, отрывков песен, стихов или «крылатых фраз» у которых тоже могут быть конкретные авторы. Правда в последнем случае автору придется доказывать, что авторство принадлежит именно ему. Конечно в аудиорекламе можно воспроизводить характерные стили, например стиль Маяковского или Высоцкого, однако без использования законченных и узнаваемых фраз, или даже их частей, при которых узнавание происходит и может быть расценено как копирование.

Лучше всего использовать в аудиороликах оригинальные идеи и тексты. Это всегда играет на узнаваемость вашего бренда, ведь заимствования часто вызывают у людей, трепетно относящихся к автору, раздражение. Кроме того, удачное оригинальное решение будет асcоциироваться с вашим брендом, а позаимствованное вызывать у людей образы и воспоминания, связанные с тем где и при каких обстоятельствах они его слышали раньше.

В своей работе мы гарантируем оригинальность наших текстов аудиороликов и предупреждаем заказчика об возможной ответственности, если он изначально строит кампанию на заимствованиях. Если сценарий аудиоролика присылает заказчик , то его ответственность за возможные правовые претензии лежит на нем.

Права на мелодию или композицию:

Вся музыка, которую вы когда-либо слышали имеет физического автора. По умолчанию он и является правообладателем оригинальной мелодии. Без согласия автора или правообладателей  использовать  его творчество в аудиоролике ни один производитель не может . Но он может   заключить с автором лицензионное соглашение на использование музыки в аудиорекламе и об этом ниже. Исключение составляет музыка, написанная композиторами, которые упокоились за 70 лет до настоящего момента, а так-же народная, однако часто выяснить является ли данное произведение подпадающим под эти правила сложно. Например, использовать мелодию из хита 30-х прошлого века «Истамбул не Константинополь» нельзя. Ее автор прожил очень долгую жизнь, а известная песня «Мохнатый шмель..» вовсе не цыганская, а была сочинена специально для фильма.

Конечно , покупать каждый раз права на использование у Резника или потомков Соловьева-Седого накладно и непросто, поэтому мы пользуемся музыкой, которая была специально написана для использования в аудиорекламе. Она носит название продакшн-музыки или музыки для синхронизации. Мы используем только музыку, на которую у нас есть соответствующие лицензионные соглашения с правообладателем. Однако, если вам очень хочется написать аудиоролик на известный хит, можно заключать такое соглашение напрямую с правообладателями или их представителями, и выкупить право на использование, но это выходит за рамки нашей деятельности. Вам придется самим найти этих людей и обзавестись грамотным юристом. А мы воспроизведем эту музыку повторно для ролика со степенью похожести «до неотличимого ». Другой способ уйти от авторства -создать музыкальный аудиоролик, напоминающий оригинал, но не повторяющий его точно.

Право на голос диктора:

Диктор нанимается производителем для выполнения конкретной задачи по озвучке текста и  взаимоотношения диктора и студии производства улажены еще до начала работы. Соглашаясь на запись коммерческого аудиоролика, диктор передает студии право на дальнейшее использование записи в рекламных целях. Ведь он добровольно озвучивает за плату явно рекламный текст и находится в здравом рассудке. Поэтому требовать с диктора отдельного соглашения, что он не предъявит в дальнейшем претензии на свое авторство излишне. Достаточно того, что в договоре с заказчиком, соблюдение этих прав гарантируется. Исключением из этого правила может быть ситуация, когда заказчик нанимает известного диктора или артиста для записи аудиорекламы. Тогда такое соглашение  может быть заключено на случай, если впоследствии звезда передумает, и весь проект окажется под угрозой.

Не является предметом охраны тембр голоса и манера исполнения, поэтому пародии на известные голоса допускаются. Этот трюк в аудиороликах используется довольно часто. Например, если вы запишем голосом, похожим на голос актера Булдакова фразу «Ну …, за Нефтегаз» в рекламном ролике компании Нефтегаз, ни создатели фильма «Особенности национальной охоты», ни сам Булдаков дело не выйграют, а вот если произнести «Ну …, за Красоту », обоснованные претензии могут быть предъявлены .

Однако в последнее время в договорах появилось понятие “аудиовизуального образа”. Относится оно по большей части к видео, однако использовать фактор узнаваемости в аудиороликах надо с осторожностью. Особенно, если это касается анимированных персонажей, где актер озвучания создает характерный “голос” персонажа. Например Йода  или Горлум.

Надеемся, что эта информация поможет вам в работе над аудиороликом. Желаем вам приятной работы вместе с Аудиоградом!