Жанры аудиороликов

История создания аудиороликов для бизнеса в нашей стране началась в 90-е годы, в эпоху бурного развития рынка. Постепенно в индустрии начала формироваться коммуникативная база для взаимодействи рекламодателей, производителей и трансляторов. Хотя никаких учебников и классификаций по жанрам аудиороликов официально не существует, для успешного продвижения полезно знать какие типы или жанры аудиороликов сформировались на сегодня. Итак:

Информационный аудиоролик — самый распространный и недорогой тип аудиороликов. Основная цель-донести ясную и, по возможности, полную информацию о товаре, событии или услуге. То есть рассказать что, где и по-чем можно приобрести, заказать или получить. Использовать лучше в краткосрочных кампаниях, в ситуации когда объект рекламы сам по себе является привлекательным или отличается в лучшую сторону от конкурентов. Например -скидочные акции, распродажи , горящие предложения.

В локальных местах трансляции, с невысокой или отсутствующей конкуренцией, это самый популярный жанр поскольку он самый бюджетный. Например на Аудиограде стоимость такого аудиоролика начинается с 1390 руб. Такой аудиоролик может быть на любую тематику и транслироваться в небольших городах или населенных пунктах, в ТРК , внутри или снаружи торговых точек, из громкоговорителя на промоутере..

Игровой — как правило в начале аудиоролика разыгрыается сценка с одним или несколькими песонажами, либо игра идет на протяжении всего ролика.Такой ролик всега ярче простой передачи информации, он сильнее привлекает внимание и больше запоминается.Однако информативность такого ролика ниже, поскольку драгоцнные секунды тратятся на игру актеров .Такие аудиоролики используются и в краткосрочных кампаниях и в более длительных, в ситуациях с высокой конкуренцией в сегменте или в месте трансляции, а так-же если о предмете рекламы нечего особо сообщить или он не имеет выгодных отличий от конкурентов.

Песенный — то есть песня на 15 или 30 секунд в рекламных целях .Наиболее яркий и дорогой ролик но вместе с тем наименее информативный.Используется чаще в имиджевой рекламе, или для раскрутки бренда на протяжении длительного времени или в составных кампаниях -один ролик имиджевый а другой , в ротации, посвящен текущей акции или событию.Чаще такие ролики используют в крупных городах, где нужно выделиться из общего количества конкурентов, или на федеральном уровне.О предмете кампании может быть сказана лишь одна фраза или пропето название фирмы.

Комбинированный — сочетание в одном ролике разных вышеперечисленных форм.Как правило 30 секундные ролики.Наиболее выгодные и яркие ролики , требующие профессионального подхода к написанию текста и исполнения.

Авторское право на аудиоролики

Объектами охраны авторского права в России в контексте радио и аудиорекламы являются

как сам аудиоролик как отдельное произведение совместного творчества, так и то из чего он сделан , то-есть текст, музыка, если таковая в ролике присутствует, и голос диктора или актера озвучания .

Рассмотрим по-порядку: Сам аудиоролик рассматривается как отдельное произведение автора или группы авторов, поэтому использование аудиороликов или их частей, без разрешения правообладателя (изготовителя), является нарушением статьи 4 ГК РФ. Условия на которых заказчик может распоряжаться аудиороликом должно быть оговорены изготовителем в лицензии на использование или закрепляться в договоре на изготовление и последующее использование. В случае совместного творчества ( а аудиоролик чаще всего таковым и является) изготовитель, должен предварительно урегулировать правовые взаимоотношения с соавторами (сценаристами, дикторами , звукорежиссерами) через заключение с ними соответствующих договоров и соглашений.

В договоре на изготовление аудиоролика с нами мы передаем все исключительные имущественные авторские права на изготовленные рекламные аудиоролики , включая право на воспроизведение, на копирование, распространение, экспорт, публичный показ, публичное исполнение, передачу в эфир, на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, на перевод, переработку на весь срок действия авторских прав без территориальных ограничений с правом передачи указанных прав третьим лицам. Отдельной строкой прописаны гарантии что заказчик , производя у нас аудиоролик не нарушает права третьих лиц.

Текст или сценарий аудиоролика так же является объектом авторской защиты, поэтому использовать в аудиороликах части текстов других авторов, не рискуя получить претензии или даже судебный иск от правообладателя нельзя. Речь может идти о цитатах из фильмов, отрывков песен, стихов или «крылатых фраз» у которых тоже конечно- же есть авторы. Правда в последнем случае автору придется доказывать что авторство принадлежит именно ему. Конечно в аудиорекламе можно воспроизводить характерные стили, например стиль Маяковского или Высоцкого, однако без использования законченных и узнаваемых фраз или даже их частей при которых узнавание происходит и может быть рассмотрено как копирование. Лучше всего все же использовать в аудиороликах оригинальные идеи и тексты. Это всегда играет на узнаваемость вашего бренда, ведь заимствования часто вызывают у людей, трепетно относящихся к автору, раздражение, кроме того удачное оригинальное решение будет асcоциироваться с вашим брендом, а позаимствованное вызывать у людей образы и воспоминания, связанные с тем где и при каких обстоятельствах они его слышали раньше и к вашей задаче не имеющие отношения.

В своей работе мы гарантируем оригинальность наших текстов аудиороликов и предупреждаем заказчика об возможной ответственности, если он изначально строит кампанию на заимствованиях. Если сценарий аудиоролика присылает заказчик , то его ответственность за возможные правовые претензии лежит на нем.

Вся музыка, которую вы когда-либо слышали имеет автора, поэтому передать авторское право на музыкальное произведение, которое используется в аудиоролике ни один производитель не может (за исключентем музыки сочиненной самим производителем).Он может только заключить с автором лицензионное соглашение на использование музыки в аудиорекламе и об этом ниже. Исключение составляет музыка написанная композитором, который упокоился за 70 лет до настоящего времени, а так-же народная, однако часто выяснить является ли данное произведение подпадающим под эти правила сложно. Например, использовать мелодию из хита 30-х «Истамбул не Константинополь» нельзя- ее автор прожил очень долгую жизнь, а известная песня «Мохнатый шмель..» вовсе не цыганская, а была сочинена специально для фильма.

Конечно , покупать каждый раз права на использование у Резника или потомков Соловьева-Седого весьма накладно и непросто, поэтому мы пользуемся музыкой, которая была специально написана для использования в аудиорекламе. Она носит название продакшн-музыки или музыки для синхронизации. Мы используем только музыку на которую у нас есть соответствующие лицензионные соглашения с правообладателем. Однако, если вам очень хочется написать аудиоролик на известный хит, можно заключать такое соглашение напрямую с правообладателями или их представителями, и выкупить право на использование, но это выходит за рамки нашей деятельности. Вам придется самим найти этих людей и обзавестись грамотным юристом. А мы воспроизведем эту музыку повторно для ролика со степенью похожести «до неотличимого ».Другой способ уйти от авторства -создать музыкальный аудиоролик, напоминающий оригинал, но не повторяющий его точно.

Диктор нанимается производителем для выполнения конкретной задачи по записи текста для аудиоролика и взаимоотношения диктора и студии производства улажены еще до начала работы. Соглашаясь на запись коммерческого аудиоролика, диктор передает студии право на дальнейшее использование записи в рекламных целях. Поэтому требовать с диктора отдельного соглашения, что он не предъявит в дальнейшем претензии на свое авторство излишне. Достаточно того, что в договоре, соблюдение этих прав гарантируется. Исключением из этого правила может быть ситуация, когда заказчик нанимает известный , всеми узнаваемый голос для записи аудиорекламы. Тогда такое соглашение с диктором может быть заключено на случай, если впоследствии звезда передумает, и весь проект окажется под угрозой.

Не является предметом охраны тембр голоса и манера исполнения, поэтому пародии на известные голоса допускаются. Этот трюк в аудиороликах используется довольно часто:.например если вы запишем голосом, похожим на голос актера Булдакова фразу «Ну …, за Нефтегаз» в рекламном ролике компании Нефтегаз, ни создатели фильма «Особенности национальной охоты», ни сам Булдаков дело не выйграют, а вот если произнести «Ну …, за Красоту », претензии могут быть предъявлены.

Желаем вам приятной работы вместе с Аудиоградом!

Аудиоролик — текст и мелодия

В аудиорекламе сценарий — вещь критически важная. Для повышения эффективности короткого аудиоролика необходимо со всей тщательностью продумать как уместить желаемое содержание в выделенное время и сделать это содержание легко воспринимаемым. Иногда ключ в тембре голоса диктора, иногда в слогане рекламы. А иногда в яркой мелодии и верной стилизации. Послушайте как мы использовали стилизацию под народную итальянскую песню в этом ролике центра сантехники.

Реклама пиццерии — аудиоролик

Пицца — любимое гастрономическое развлечение миллионов. Это довольно доступный способ утолить голод и сделать это весело. Несмотря на все невзгоды рынок пиццы растет даже в России. В нашей стране в 2016м году рынок связанный с приготовлением и потреблением пиццы вырос на 10,28% и составил почти миллиард долларов, а точнее 830 миллионов (по оценке PMQ Pizza Magazine) . В Москве и области на момент весны 2017 года можно было насчитать около 700 пиццерий, причем менее половины из них осуществляет доставку этой пиццы на дом. Анализ рынка указывает на то, что есть огромное пространство для роста — хотя конкуренция наблюдается.
Для расширения охвата оповещения потребителей и для выхода вперед рядом с другими пиццериями стоит подумать об эффективной рекламе. Аудиоролики на радио или вКонтакте, к примеру, могут сильно помочь в привлечении любителей поесть пиццы дома в ряды ваших клиентов.
Обратите внимание как этой задаче обратились мы вместе с пиццей «Олис» из Санкт-Петербурга.

Сценарий и интрига в рекламном аудиоролике

На первый взгляд аудиролик призванный донести до потребителя простой блок информации секунд на 30 сделать не так уж сложно. А вот при ближайшем рассмотрении выясняется, что как и в кино техническое исполнение может быть замечательным, но без продуманного крепкого сценария эффективность ролика будет низкой. Слушателя надо заинтересовать. И тут также важна интрига. Послушайте как у нас получилось увлечь слушателя в ролике медицинского центра:

Использование городского фольклора в рекламе

Город способен породить многое, в том числе и фолклор. Это и анекдоты, и детские истории. Среди последних у детей 70-80х прошлого века в ходу были истории про «маленького мальчика». Так называемые «страшилки». Рекламщики не зевают и пускают такие вещи в оборот. В данном случае для рекламы химчистки:

Аудиореклама ресторана кошерной кухни в СПБ

К сожалению, ресторан кошерной кухни «Шалом» прекратил свое существование. Хотя ролик заказанный у нас будет жить вечно.
На сегодняшний день, похоже, в Санкт-Петербурге есть всего лишь один кошерный ресторан — «Лехаим» по адресу Лермонтовский проспект дом 2.

Аудиреклама химчистки

Малый бизнес, как бы это ни было трудно в России, развивается и заходит в самые разные сферы. В статье газеты «Деловой Петербург» в мартовском номере за 2016 год приводятся цифры:

«Цены в химчистках выросли на 15%, и клиенты реже пользуются их услугами. Выручка упала на 17%. Но забота об имеющихся дорогих вещах не позволяет горожанам совсем отказаться от химчисток. Подорожание чистящих средств стало одной из причин повышения цен в химчистках на 10–15%. Иностранные химикаты — преимущественно из Италии и Германии — стали дороже на 30–40%.»

И тем не менее химчистки продолжают существовать и некоторые из них процветают. Возможно, удается им не только оставаться на плаву, но и набирать обороты, благодаря эффективности своевременной рекламы в виде аудиороликов. Как в этом примере:

Аудиоролики — реклама автомасла

Автозапчасти можно считать одним из самых востребованных товаров широкого спроса. Статистика сообщает, что более половины транспортных средств зарегистрированных в России были произведены до 2005 года. А это означает активный спрос на ремонт автомобилей и их обслуживание. Чем старше автомобиль, тем больше за ним надо ухаживать.
Самыми популярными категориями потребления в этом сегменте являются элементы подвески, смазочные матириалы и резина.
Большой рынок означает еще и большую конкуренцию. Свое конкурентное преимущество, если оно у вас есть, стоит доносить до потребителя любыми доступными средствами. Аудиоролики — недорогой и эффективный способ!
Вот пример рекламы автомасла:

Аудиоград — у нас есть опыт и история

Уже многие годы мы записываем аудиоролики и помогаем нашим клиентам расширять свою аудиторию, повышать эффективность рекламных кампаний и знакомить холодный рынок с новыми предложениями.
В этом коротком видео мы представляем свою работу: